Собрание для родителей подготовительной группы «Смешарики»
«Ваш ребёнок – будущий школьник!»
Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни.Они станут первоклассниками. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка.
Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным(научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию).
Специально организованные занятия помогут детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Опыт показывает, что никакое, даже самое хорошее дошкольное учреждение не может заменить семейное
воспитание. Интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придает особое значение всем достижениям ребенка.
Для более плодотворного общения между педагогами и родителями,на собрание были приглашены специалисты детского сада с большим педагогическим стажем: педагог - психолог Афанасьева Ирина Артуровна, музыкальный руководитель Жайворонко Марина Борисовна, учитель-логопед Предеина Наталья Михайловна, физ.инструктор Хозумова Юлия Семёновна.
Ирина Артуровна показала презентацию о критериях готовности ребёнка к школе:
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления.
Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию).Читающий и даже умеющий писать, ребенок не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность – это настрой ребенка на работу, сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие стабильные результаты учения.Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником.
Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное.
Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет социальной позиции школьника, т.е. стремление ребенка стать школьником. Поощряйте правильно выполненные задания, тактично указывайте на ошибки и помогайте их исправлять.
Юлия Семёновна рассказала о том, что обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Важно развить у ребенка ловкость, координированность, гибкость, силу, выносливость. Последнее качество является важной характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности, говорила о необходимости иметь для ребёнка спортивную одежду и обувь.
Наталья Михайловна рекомендовала программу, которая основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой по обучению дошкольников. Обучающие задачи: способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей. Познакомить с терминами: звук, гласный, согласный, слог, слово, предложение.Развивать умение печатать буквы,и развивать мелкую моторику пальчиков. Рассказала, как совершенствовать речь ребенка и много других полезных советов при подготовке ребенка к школе.
Марина Борисовна провела анкетирование для родителей и рассказала о важности подготовки детей. На занятиях дети учатся петь, обучаются движениям под музыку, танцуют, играют в музыкальные игры, учатся играть на шумовых музыкальных инструментах, учатся слушать и понимать музыку. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей, но и способствует социализации ребенка, а также формирует его духовную культуру.
Воспитатели Корикова Н.Е. и Вицке А.Н. рассказали родителям о режиме дня, о задачах воспитания и обучения, об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий).
Важные советы от воспитателей
· Расскажите ребенку о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильмы.Это создаст положительную установку на учебу в школе.
· Учите наблюдать, слушать, запоминать, управлять своим поведением, добиваться поставленной задачи.
· Используйте интересные игры: например, разрезать полоски цветной бумаги разного цвета и размера, и с их помощью учить ребенка строить модель слова. Тогда ребенок как бы «увидит» речь. Полезно подобрать занимательный материал: ребусы, лото, картинки.
· Развивая речь ребенка, важно вспомнить: нелепицы, перевертыши, небылицы. Они значительно совершенствуют речь ребенка.
· Найдите в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалите его за выполненное задание. Важно, чтобы ребенок
постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения
становился для него потребностью.
Уважаемые родители!
Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.
Ирина Артуровна
Наталья Михайловна
Марина Борисовна
Юлия Семёновна
Воспитатель. Корикова Н.Е.
Упражнения для развития речи, которые необходимо проводить в семье.
1.Рассказ по картинке. Ребенку показывается картинка, он четко должен назвать все, что на ней изображено, ответить на вопросы взрослого, а потом составить по картинке небольшой рассказ. Картинка должна быть сюжетной и нравиться ребенку. Чем больше вы сумеете задать вопросов, тем лучше. Начиная с трех лет ребенок, должен постепенно усваивать сложные союзы, наречия и вопросительные слова ("если то", "потому что", "из-за", "который", "оттого", "куда", "кому", "кого", "сколько", "зачем", "почему", "как", "чтобы", "в чем", "хотя" и т.п ).
2. Разучивание стихов способствует развитию интонационной выразительности. Вначале текст несколько раз читает взрослый, стараясь как можно правильнее расставить интонационные оттенки, чтобы стихотворение понравилось ребенку, и он мог похоже воспроизвести его. Можно попросить ребенка воспроизвести стихотворение немного громче, тише, быстрее, медленнее.
3. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает речевой слух. Помните, чтобы ваше произношение было четким, ясным и выразительным. Обогащают словарный запас ребенка также колыбельные и потешки, они легче запоминаются.
4. Поговорки и скороговорки способствуют улучшению дикции и развитию речевого аппарата. Даже ребенку с развитой речью повторение скороговорок пойдет только на пользу.
5. Отгадывание загадок формирует способность к анализу и обобщению, учит детей делать выводы, развивает образное мышление. Например, загадайте загадку и покажите несколько картинок, среди которых он сможет выбрать загаданный предмет. Как вариант игры в загадки — загадывание литературных персонажей: описываете героя сказки, раскладываете книги и ребенок выбирает нужную.
6. Развивайте моторику рук, тренировка пальцев рук ребёнка не только подготавливает руку к письму, но и способствует развитию его речи, повышению уровня интеллекта. Чем лучше ребенок умеет мастерить, рисовать, вырезать, тем легче он овладевает навыками письма.
Начальные навыки письма — освоение направлений движения ручки: рисование линий вверх, вниз, вправо, влево. Дети рисуют узоры по клеткам и закрашивают их цветными карандашами. Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – обведение картинок по пунктирным линиям. Эти задания очень нравятся детям, т.к. тренируют мелкие мышцы руки, делают ее движения сильными и координированными.
Упражнения для развития мелкой моторики руки:
1.Упражнения с карандашом
Положите карандаш на стол. Ребёнок большим и указательным пальцем плавно вращает карандаш каждой рукой отдельно.
Одной рукой ребёнок держит карандаш, а указательным и средним пальцами другой руки «идёт по карандашу».
Катание карандаша. Карандаш зажимается ладошками обеих рук и катается между ними. Вспомните, как катают всем известную «колбаску» из теста.
2. Упражнения с бусами
Очень хорошо развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. При выполнении такого задания важно, чтобы ребёнок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определённую последовательность нанизывания бусинок.
3. Перекладывание бусинок пинцетом.
Вам потребуется: пинцет, чашка с бусинами, пустая чашка.
Ребёнок берёт пинцет и, аккуратно захватывая бусы из чашки, переносит их в другую посуду.
Упражнение можно усложнить, если перекладывать бусинки в ёмкость с ячейками. Когда форма окажется заполненной, с помощью пинцета бусины перекладываются обратно в чашку. Бусин должно быть ровно столько, сколько ячеек в форме.
Кроме тренировки координации пальцев руки, это упражнение развивает концентрацию внимания и тренирует внутренний контроль.
Памятка для родителей, будущих школьников
Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу.
В области развития речи и готовности к овладению грамотой
будущему первокласснику необходимо:
- уметь четко произносить все звуки речи;
- уметь выделять заданный звук в потоке речи;
- уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- уметь произносить слова по слогам;
- уметь составлять предложения из 3-5 слов;
- уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е, только 4-е ит.д.;
- уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные);
- уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);
- уметь составлять несколько предложения: о предмете;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- уметь наизусть читать любимые стихотворения;
- знать автора прочитанного стихотворения;
- уметь последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные
математические представления:
- знать цифры от 0 до 10;
- уметь сосчитать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;
- уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в
пределах первого десятка;
- знать знаки +, -, =, <, >;
- уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 меньше 8, 5 >4 , 6 =6);
- уметь соотносить цифру и число предметов;
- уметь измерять с помощью линейки;
- уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг, трапеция, овал, прямоугольник;
- уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;