Нужно ли людям, а в частности детям, знать свои права? Да, нужно. И нужно для того, чтобы точно знать, на что ты можешь рассчитывать в жизни.
Знать их – это уже твое право, закрепленное в Конвенции о правах ребенка: «…все дети имеют право знать о своих правах. Взрослые тоже должны знать о них».
В рамках Всероссийского дня правовой помощи детям в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Кораблик» в старшей группе «Непоседы» прошло занятие по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права».
Цель: Формировать основы правового сознания дошкольника, гражданской позиции, правовой и нравственной культуры обучающихся дошкольников.
Задачи:обобщить начальные правовые знания у детей, воспитывать правовую грамотность, научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни, формировать уважительное отношение друг к другу, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить их в интересной и занимательной форме. На занятии использовалась слайдовая презентация, где дети ознакомились с самыми главными и важными правами. Дети узнали, что существуют различные правовые документы, и, заботясь о детях, взрослые написали книгу - «Конвенция о правах ребенка». Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.Важнейшие права, которые имеют все дети на планете:
- право на жизнь и здоровое развитие;
- право на имя,
-право проживать в семье со своими родителями, право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи;
- право на неприкосновенность жилища;
- право, на бесплатное образование, начиная с детского сада, потом школа, и другие учебные заведения, чтобы вырасти очень умными, полноценными гражданами страны и приносить пользу государству;
- право на защиту от жестокого обращения;
- право на бесплатную медицинскую помощь.
В ходе занятия дети вместе с педагогом разобрались в правах сказочных героев: «Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право».Из «волшебного сундучка» доставали предметы символизирующие знакомые всем права человека, и дети называли - о каком праве он напоминает.Под знакомые отрывки из детских песен, ребята угадывали, о каких правах говорится в песне.Находили связь повседневной жизни с правами человека (с помощью воспитателя подбирали парные картинки и таблички).
На занятии дети были активны, с интересом слушали и находили ответы на вопросы.По завершению занятия дети пришли к выводу, что каждый человек имеет - не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей.