Семинар-практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
29.01.2018
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Кораблик»
п.г.т. Березово
Семинар – практикум
для педагогов
Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
Музыкальные руководители: Жайворонко М.Б.
Крепс И.И.
Цель: расширение знаний педагогов ДОУ по использованию эффективных педагогических средств при ознакомлении детей с народным творчеством.
Задачи:
• Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество;
• Формирование у педагогов понимания значимости использования устного народного творчества в воспитании детей.
План семинара.
1. Вступительная часть – игра «Поздоровались» (2 концентрических круга)
2. Выступление по теме «Воспитательная сила фольклора» - музыкальный руководитель Жайворонко М.Б.
3. Мозговой штурм (игровые тематические задания) – музыкальный руководитель Крепс И.И.
4.Практические задания.
5. Блиц – опрос «Заморочки из бочки». Русские народные игры.
6. Русские народные календарные праздники – презентация «Каляда».
7.Русские народные шумовые инструменты оркестр с Петрушкой.
8.Презентация «Коляда»
9.Мастер – класс «кукла «Ангел – хранитель».
Оборудование:бейджики, шумовые народные инструменты, кукла –петрушка для оркестра, салфетки, диски, тесьма, экран, проектор, аудио – материал, презентация «Каляда», фишки (раздаются, как очко, за правильный ответ), воздушные шары, с карточками пословиц, платочек для игры, треугольник для хороводной игры, «заморочки» в бочке для блиц-опроса, связки с баранками для победителей (кто наберет больше фишек).
Ход семинара – практикума
Участникам семинара предлагается выбрать понравившиеся «бейджики» и прикрепить их.
1.Игра «Поздоровались» (предложить встать в 2 концентрических круга)
2. Выступление по теме «Воспитательная сила фольклора»
Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное значение.
Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание.
Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира. Поэтому нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, до умения рассказывать детям сказки и предания своего народа.
В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности в любой среде, в первую очередь зависит от уровня сформированности коммуникативных умений. Коммуникативное развитие ребёнка наиболее интенсивно происходит в дошкольном детстве и зависит от опыта общения со взрослыми и сверстниками. Устное народное творчество - одно из наиболее подходящих средств формирования коммуникативных умений дошкольников, так как в нём заложены классические языковые нормы, образцы русской речи.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.
Вспомним виды фольклорного творчества.
Колыбельные песни - песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.
Потешки - короткие стишки, предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями. Наиболее популярные сюжеты потешек: “Ладушки” (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключительных словах ручки разводят и кладут на голову:“Полетели, на головку сели!”); “Сорока” (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); “Идет коза рогатая” (жесты взрослого изображают встречу с козой).
ласкательные слова, детские словообразования).
· Включить Диск с потешками
Пестушки - (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Считалки — вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей.
Пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Например: Замечаем на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорим: «Поспешишь – людей насмешишь».
Сказки. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу.
Скороговорка. Веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.
Заклички – обращения к природе, животным с просьбой. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать. Можно использовать такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» (Громко.) Солнышко, появись! Красное, нарядись!
3. Мозговой штурм(за правильный ответ очко – сушка)
Викторинапо малым фольклорным жанрам.
1.Образное, краткое изречение, легко определяющее какое-либо явление (поговорка).
2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом моралью (басня).
3. Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (былина).
4. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование, фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка).
5. Короткий, весёлый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот).
6. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня).
7. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка).
9. Краткая, из двух или трёх строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающая приплясом (частушка).
10.Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор),
4. Задание - Мы знаем педагогические методы, которые делятся на группы (мольберт:
- наглядные
- словесные
- практические).
Нужно распределить приемы и методы по основным методическим группам:
Итог:
Словесные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (чтение, рассказывание сказок, потешек, художественное слово: загадки, пословицы, поговорки, приметы)
Наглядные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (рассматривание иллюстраций и картин о прошлом, просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок и эпизодов исторических кинофильмов)
Практические методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (рисование элементов народных художественных промыслов, лепка народных игрушек, аппликация жанровых сценок - макетирование).
5. Задание - Далее педагоги делятся на 2 команды(по бейджикам) и выполняют задание.
Кто вперед соберет пословицу (6 воздушных шарика, в них находятся карточки пословиц, разрезанные на слоги, составить пословицу по карточкам, которые разрезаны на слоги.В каждом шарике по пословице)
- Ле ниться да гулятьдобра не ви дать
- Вол ков боя ться в лес не хо дить
- Жар кос тей не ломит
- Без тру да не вы та щишь и рыб ку из пру да
- Ши ло в меш ке не ута ишь
- Че ло век без друзей что де ре во без кор ней
6. Викторина «Заморочки из бочки»:
Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)
Главная роль в народной игре? (водящий)
Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.)
Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)
Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
Игры могли быть:
· целовальные. Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
· обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
· сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».