"Человек рожден для счастья, как птица для полета"
02.12.2019
Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. “Сенсорный приток, предоставляя информацию в центральную систему, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, предопределяет развитие поведения и психики. Поиск средств и методов избирательного использования средовых воздействий, мобилизующих резервные возможности нервной системы, имеет большое значение в практике медицины и педагогики”. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов: зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. Кроме того, сенсорное восприятие часто включает в себя эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно - безобразно.
В нашем детском саду педагог-психолог Афанасьева И.А. проводит занятия с детьми всех возрастных категорийв сенсорной комнате.
Коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате направлена на поэтапное включение всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.
Темная сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает и развивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Световой стол способствует развитию воображения, созданию положительного эмоционального настроя, снятию психоэмоционального напряжения, способствует сенсомоторному развитию, интеграции движений рук и глаз, развитию обоих полушарий головного мозга. На занятиях мы используем такие методы как: рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, рисование щепотью, рисование мизинцем, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, насыпание из кулака. Чтобы развивать тактильную чувствительность и вестибулярный аппарат мы используем сухой бассейн, во время занятий создаётся положительный эмоциональный настрой, происходит эффект закаливания, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, снятие мышечного тонуса. В сухом бассейне происходит массаж всего тела. Может показаться, что занятие - это весёлая игра. На самом же деле, чтобы выполнить упражнения, необходимо приложить максимум физических усилий. В работе мы используем упражнения: воронки, ныряем, перекаты, велосипед. Первое, что видит ребёнок, зайдя в Сенсорную комнату - это Сухой душ, который используется для стимуляции тактильных ощущений, координации движений. Разноцветные потоки помогают восприятию пространства и своего тела в нем. Для снятия стресса и напряжения, развития тактильных ощущений, моторики, восстановления зрения мы используем Фибероптические нити. Дети перебирают волокна, рассматривают их, учатся заплетать косы, расслабляются. Пузырьковые колонны с рыбками способствуют зарядке положительными эмоциями, развитию коммуникативных навыков, стимуляции зрительных и тактильных анализаторов, развитию цветового восприятия, обладают релаксационным эффектом. Настенное зеркало сультрафиолетовой подсветкой стимулирует тактильные ощущения, снимает стресс, создаёт позитивный настрой, развивает коммуникативные навыки и эмоционально - волевую сферу. Настенное зеркало мы используем припроведении игр: «Обезьянки», «Клоуны», «Отгадай настроение», «Приветствие». Фонтан со светящимся шаром мы используем для развития слуховой и зрительной чувствительности, способствует снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя во время занятия.
Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом.
Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психокоррекционного воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса и познавательной активности; повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развитие воображения и творческих способностей детей, коррекцию психоэмоционального состояния. Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.
Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, обусловленных возрастным периодом.
Воспитатели отмечают, что сенсорное помещение уменьшает тревожность, способствует активизации органов чувств, активизирует творческий потенциал, улучшает сон. Возможности сенсорной комнаты безграничны. Грамотная организация коррекционно-развивающих упражнений позволит настроиться на продуктивную работу и поможет достичь поставленных целей перед педагогами.